Руди (rudwolf) wrote,
Руди
rudwolf

Categories:

Боги современного мира: успех

Оригинал взят у salut в Боги современного мира: успех
потрясающе верная статья. Спасибо автору lazzo_fiaba.
сейчас кину еще одну чудесную - про "успех в любви" от lissoit

 Боги современного мира: успех
Характерные для нашего времени мифологические искажения, которые слышатся в требованиях производить все больше и все быстрее, приводят к тому, что нас в основном начинают оценивать по внешней продуктивности. Ни сексуальный скандал, ни финансовый крах, ни отсутствие вкуса – ничто для нашего современника не является столь постыдным, как ощущение своей несостоятельности.
Джеймс Холлис “Омуты души”

Представьте себе сейчас некоего успешного человека. Представили?
Во что он одет? Как он выглядит? Какая у него прическа? На чем он ездит?
Если вы сейчас представили себе Франциска Ассизского, то я перед вами преклоняюсь, и весь этот текст не для вас.
Но, скорее всего, вы себе представили кого-то другого.
Кого-то значительно лучше одетого, причесанного и не обрученного с Госпожой Бедностью.
Сайты, центры и дедки-эзотерики это отлично знают.
Успех в современном мире, успех для нас с вами – это деньги, слава, популярность и дом в Портфино с высокотехнологичными коровой да кабанчиком, про которых презрительно говорил Глеб Жеглов.
Конечно, не стоит думать, что это представление об успехе, все эти сайты, книжки, философии и технологии появились только сейчас.
“В наше время появились особые статьи и книги, которые я торжественно и честно назвал бы самыми глупыми на свете. Они фантастичней самых диких рыцарских романов и скучнее самых нудных религиозных трактатов. Мало того, рыцарские романы хотя бы толковали о рыцарстве, религиозные трактаты — о религии. Эти книги — ни о чём; тема их — так называемый успех.”
Вот это написано моим любимым писателем Честертоном “триста лет тому назад”.
В своем эссе “О поклонении успеху” он гениально и со своим потрясающим здравомыслием пишет о том, какой же это невероятный бред – все эти представления об успехе: “ Начнем с того, что «успеха» вообще не существует, или, если хотите, не существует неуспеха. «Преуспеть» и «быть» — одно и то же. Миллионер преуспел в том, чтобы стать миллионером, осёл — в том, что стал ослом. Живому удалось выжить, мёртвому — умереть.”
Но современный мир и мы с вами не слушаем писателя Честертона.
Мы думаем про положение в обществе, социальный статус и нержавеющую мойку последней модели. Причем если последняя - вещь, в общем-то, нужная и полезная в хозяйстве, то без положения в обществе жить, в принципе, можно и даже очень неплохо, а мы все равно о нём думаем.
Мне вспоминается эпический сериал “Друзья”, где наивный Джоуи впервые увидел репродукции Ван Гога, восхитился и удивленно сказал: “А я-то думал, он был неудачником.”
Но Ван Гог не был неудачником. Он был великим художником, который, как Беато Анджелико, писал красками, приготовленными для него ангелами, просто никто не хотел покупать его картины, мир решил подождать некоторое время прежде чем начать отваливать десятки миллионов долларов за "Портрет доктора Гаше”, “Ирисы” и автопортрет самого Ван Гога, смотрящего с картины тихим потерянным взглядом “Где же вы, сволочи, были раньше, когда я подыхал от осознания того, что все это никому не нужно?!”
Когда я думаю о посмертном “успехе”, пришедшем к Ван Гогу, мне хочется кричать; человек, создавший одни из самых прекрасных вещей на земле, довел себя до самоубийства по причине ощущения, что он не “состоялся”.
А кто тогда “состоялся”, простите меня?
CEO инвестиционной компании, сделавший достаточно воздуха из воздуха, чтобы купить себе дом в Портофино и повесить там на стену картину неудачника Ван Гога? А затем стать абстрактным “успешным человеком”, каким мы рисуем его в своем воображении.
Вот он, значит, каков, наш герой.
Честертон в своем эссе поражается автору книги о достижении успеха, который додумывается, рассуждая о неком “инстинкте обогащения”, привести пример царя Мидаса, превращавшего в золото все, к чему прикасался. Этот неведомый автор восхищается его способностью и говорит, что такие люди действительно есть (кстати, он, безусловно, прав), и им неведомы поражения.
Честертон комментирует: “Мидас, на свою беду, поражения знал. Путь его не вел вверх. Он терзался голодом, ибо печенье и бутерброд становились в его руках золотыми. …Не надо делать даря Мидаса символом успеха — он был несчастнейшим из неудачников.”
Но мир сделал царя Мидаса символом успеха.
Ни обретение любви, ни хорошие друзья рядом, ни умение приготовить такой кекс, что пальчики оближешь, ни реализуемый талант не кажутся нам успехом.
Под словами “состояться в жизни” и “добиться чего-нибудь” упорно подразумевается: заработать кучу денег и желательно появляться при этом в телевизоре.
“Успешные писатели” Дэн Браун и Стефани Майер.
И какое значение имеет, что созданным им произведениям … как бы это помягче выразиться? … можно отвести соответствующее место в туалетной комнате.
“Успешный певец” Дима Билан. “Успешная актриса” Анджелина Джоли. “Успешный скульптор” Зураб Церетели.
“Сейчас художник — это успешный бизнесмен, и его статус подтверждается его продажами”, - глаголит известный художник Андрей Рудьев, согласно которому “Картина начинающего художника стоит максимум 1000 долларов за квадратный метр. Картина художника с именем, выставленная в солидной галерее, — от 5000 долларов за метр в квадрате.”
Вот он, подлинный успех: люди, чьи работы ценны настолько, что они их продают за квадратный метр, как резину для галош. Не то что этот неудачник Ван Гог.
Поймите меня правильно, я совершенно не считаю, что художник или ещё кто бы то ни было должен быть голодным. Я просто считаю, что, если художник начинает измерять свое творчество квадратным метром, воспринимать себя как бизнесмена и думать о продажах и статусе, то никакой это не художник. Это продавец, чье место на полочке в вечности будет не рядом с “неудачниками” Ван Гогом и Рембрандтом, а рядом с той тетенькой, которая взвесила вам сегодня кило яблок, из которых половина оказалась гнилыми, и сказала: “Очень вкусные!”
И опять же я совершенно не считаю, что известность и богатство приходят только к бездарям, но речь сейчас не об этом. Возможно, успешных людей, продающих искусство на метры, все устраивает в жизни. В конце концов, почему бы и нет: вот – дефицитные продукты, вот – кубометр чудных сухих дров, а кисти мы потом сами пририсуем. Это их личное дело, хотя я и считаю, что лучше бы им гнилые яблоки в палатке продавать.
Я сейчас о том, что именно так выглядит Бог Успеха – у него лицо удачливого продавца.
А мы поклоняемся ему, читаем книжки, ходим на личностные тренинги и считаем себя неудачниками без дома в Портфино.
Это, наверное, можно было бы тоже пережить. Но некоторые хорошие, нужные, очень ценные люди режут себе уши и убивают себя из-за того, что по каким-то причинам не умеют продавать.
И мы тоже режем себе уши, пытаясь соответствовать.
Иногда мы делаем это для того, чтобы были довольны родители. Например, я пошла учиться на юриста, потому что эта престижная профессия казалась моему отцу достойным соответствием принципам успеха. На первой лекции первого дня обучения я поняла, какая это чудовищная ошибка, и провела затем годы, чувствуя, как задыхаюсь, сохну и растворяюсь в неинтересных, ненужных, чужих мне вещах.
Эти годы давно уже позади, я занимаюсь тем, что мне интересно, но изменилось не так уж многое. Я по-прежнему пытаюсь соответствовать, думаю о социальном статусе и успехе в том смысле, который культивируется повсеместно.
Ради чего?
“На создание методики SPIN понадобилось двенадцать лет и около $30 млн., а в исследованиях были задействованы десять тысяч человек. О том, как стать успешным продавцом, рассказывает автор метода…”
Двенадцать лет, 30 миллионов долларов, десять тысяч человек! Ради создания методики, с помощью которой можно эффективнее продавать гнилые яблоки и туалетную бумагу с “Кодом да Винчи” на ней.
Вот это та цель, к которой стоит стремиться?
В книге “Омуты души” психолог Джеймс Холлис приводит пример одного своего пациента, который всю жизнь пытался заслужить одобрение родителей, выбрал профессию врача и преуспел в ней: “ Подобно растению, ребенок будет гнуться изо всех сил и даже себя уродовать, чтобы получить тепло и свет. Джекоб уродовал себя всю жизнь, стремясь получить от родителей внимание и заботу, т.е. поддерживающую его энергию, но он никогда ее не ощущал, так как родительский нарциссизм, наоборот, впитывал энергию извне и ничего не возвращал обратно. Может быть, Джекобу, да и нам самим, природой было предназначено стать шоферами-дальнобойщиками, бардами, исполняющими песни в стиле "кантри", или простыми бездельниками, но мы гнулись и изощрялись, чтобы получить необходимый нам "родительский свет". “
А там, где нам не нужен этот родительский свет, мы гнемся, изощряемся и уродуем себя, потому что так положено. Надо, чтобы было не хуже, чем у других, надо, чтобы было, как у всех, надо – дом в Портофино, и отдых хотя бы раз в году где-нибудь в правильном месте, и вообще надо – все, что угодно, только не быть собой, да и не получится уже, ведь ты так долго старался втиснуться в рамки, соответствовать, становиться, казаться и подражать, что никакого “тебя”, собственно, уже и нет. Но это очень серьёзная тема, сейчас не буду её развивать.

О сайтах, продающих успех. Все они очень любят поминать Эйнштейна. Представляю, кстати, что бы тот сказал, если бы его приводили в качестве примера “успешного человека”. Ему принадлежат слова: “Постарайтесь стать не успешным человеком, а ценным”. Но гуру успеха это благополучно игнорируют, призывая будущих продавцов учиться у того, кто на самой своей известной фотографии показывает миру язык. Впрочем, сейчас это назвали бы имиджевым элементом, входящим в концепцию бренда, но люди вообще часто произносят бессмысленные словосочетания. Понятно, что, если напустить туману, будет труднее различить пустышку. Из всего просмотренного многообразия сайтов об успехе лишь один показался мне достойным внимания, да и то в основном потому, что все его содержание с легкостью умещается в народной мудрости “Без труда не выловишь и рыбку из пруда”. Остальные балансируют между мистическим привлечением успеха (материалисты склонны к мистике гораздо чаще, чем принято считать) и потрясающе глубокими рекомендациями на уровне “Поставьте себе цель!”.

О силе слова и той правдивости, которая никуда не девается, даже если очень стараться. “Властелин колец” одна из продаваемых книг в мире, но никому в голову не придет назвать Толкина “успешным писателем”, как и награждать эпитетом “успешный художник” автора прославленной “Девушки с жемчужной сережкой” Вермеера. О писателе, художнике, певце, ветеринаре, поваре или учителе мы можем сказать, что он хороший или талантливый. Термин “успешный” в данном случае, как майонез для салата, если тот получился невкусным. Да, она такая успешная писательница, Дарья Донцова, спору нет.

О жадности. Из эссе Честертона: “ Если ты работаешь хорошо, ты не станешь богачом, но станешь хорошим работником.” Это, в общем-то, не так уж плохо, верно? По сути, от позиций топ-менеджера отличается преимущественно моделью автомобиля, маркой костюма и возможностью ходить на бизнес-ланч в ресторан “Пушкин”. То есть, если умерить жадность, будет легче смириться с тем, что тебе 30 лет, а ты ещё не Дональд Трамп. Я не рассматриваю ситуации, когда финансы это вопрос жизни и смерти, но в таких ситуациях тема достижения успеха и не всплывет, есть дела поважнее.

На весь Google единственный отсыл к вопросу о преклонении перед успехом – все тот же Честертон. Остальное о том, как добиться успеха, стать успешным и достичь богатства. Самые прогрессивные при этом предлагают не работать (“Рыбку можно иногда и без всякого труда. Все время работать? Мы не рабы- рабы не мы!”), а просто “ разрешить себе быть богатым”. То есть, по всей видимости, найти себе олигарха по советам книги ещё одной “успешной писательницы” Оксаны Робски. Копеечная психология и грошовая философия дамских журналов, адаптированная для нынешних и вчерашних школьников и школьниц, которые уже даже делать ничего не хотят, но желают преуспеть в жизни. Напомнило мне одного юношу из интернет-магазина, которого я попросила посмотреть, есть ли нужная мне пара обуви. “Но это же долго!” – возмутился он. Предложением сделать свою работу я, вероятно, отвлекла его от сладостных мечтаний о том, как он станет успешным владельцем собственного бизнеса aka будет ездить в гоночном авто с подружкой-моделью и пить на лучших пляжах Лазурного побережья. Бедные дети, они даже не поклоняются богу Успеха, он уже их съел и переварил, как Молох.

Бродский писал: “Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, - деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.” Действительно, не считаться с деньгами невозможно, если только вы не живете отшельником в пустыне, питаясь корешками и добывая интернет трением палочек друг о друга. Но при этом считаться только с деньгами, которые тождественны успеху в современном мире, это то ограничение, на которое мы добровольно идем. И, как я думаю, это настолько обедняет жизнь, что стоит ли так жить вообще? Нам всем нужны сносные человеческие условия, а бедность поэтична не более, чем гангрена, но впрячься в запряженную кем-то другим телегу и мчаться, выпучив глаза, ради того, чтобы в твою жизнь пришел Успех…
В общем, я полагаю, что выход заключается в том, чтобы создать собственные категории успеха, не зависящие от общепринятых стандартов. Например, я не собираюсь врать, что не хочу дом в Портфино, хотя и смутно представляю, где оно находится. Но все-таки успехом в первую очередь лично для меня стоит считать то, что в некоторых моих рассказах есть пара строк, которые было бы не стыдно показать Честертону. И даже вообразить, как он скользит взглядом по строкам, собирает в складки щеки, а затем говорит: “Ну что же, Елена, это, пожалуй, успех. Почти, как Cosmo.”

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment